ФИЛЬМ «НЕВЕРОЯТНАЯ ЖИЗНЬ УОЛТЕРА МИТТИ» (2013): НА ПУТИ К ИДЕАЛУ
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» («The Secret Life of Walter Mitty») – художественный фильм Бена Стиллера, одновременно исполнившего в своей картине и главную роль. Вышел на экраны в США 5 октября 2013 г., в России – 1 января 2014 г. Официальный возрастной рейтинг – «12+».
О сюжете фильма:
Жизнь Уолтера Митти во многом не так уж плоха – добросовестная работа начальником фотолаборатории, стабильный доход, замечательные мама и сестра, прошлые спортивные достижения и всё в этом духе – но чего-то 42-летнему Митти явно не хватает. Усовершенствование жизни героя к лучшему начинается с момента его интереса к Шерил Мелхофф, новой сотруднице журнала «Лайф», в котором он работает. Герой пытается познакомиться с ней через Интернет, но из-за того, что его анкета на сайте знакомств не заполнена интересными фактами из жизни, сообщение к Шерил не проходит. Именно с этой «социальной» заминки и начинается ряд ярких приключений Уолтера.
Основные сюжетные моменты картины – это, во-первых, периодическая потеря главным героем связи с реальностью, во время чего он предстаёт перед зрителем в ином амплуа – человеком всячески выдающимся и переживающим небывалые приключения, что добавляет фильму очень удачной комедийности. И, во-вторых, растягивающийся на значительные расстояния поиск внештатного фотографа журнала Шона O’Коннела и недостающей фотографии, которая должна успеть попасть на обложку последнего печатного выпуска «Лайф».
Посмотрим, какие темы поднимаются в фильме.
-— Реализация собственных идеалов
Одной из главных тем фильма является воплощение собственных идеалов в реальность: идеала своей личности и своей жизни – какими они до поры до времени видятся только в мечтах.
Легко заметить, что комедийный уход Уолтера в параллельный мир всегда стартует после каких-то его неудач. Например, после общения с администратором сайта, во время которого выясняется, что герою особо нечем заполнить анкету «Был там-то, делал то-то», после вопроса самоуверенного кризисного менеджера «Кто ты?», после неуклюжей паузы в разговоре с Шерил и т.п. Однако с продвижением Уолтера по дороге жизненных испытаний его красочные фантазии, в которых он ведёт себя как супермен, постепенно смещаются в реальную плоскость, в итоге полностью сливаясь с ней. За время повествования фильма жизнь героя всё больше и больше приобретает черты той насыщенной событиями жизни из мечты, а необходимость причудливых побегов от мира логично сходит на нет.
Так, через увлекательные приключения Уолтера изображается процесс преобразования несовершенной жизни в жизнь лучшую. Через необходимость же найти фотографа Шона О’Коннела во многом передаётся стремление к идеальному «Я». О’Коннел – авантюрист, смелый и творческий человек (характеристики, упоминаемые в фильме как нечто базисное: «ABC» – Adventurous, Brave, Creative) – с фото-галлюцинации зовёт неуверенного и постоянно выпадающего из реальности Уолтера последовать за собой как за примером – расширить горизонты своей личности и узнать что-то очень важное, чтобы перейти на качественно новый уровень жизни. В итоге, разыскав Шона, Уолтер получает двойной урок от него: 1) содержание пропавшего 25-ого кадра как часто ускользающая от внимания человека, но абсолютно реальная «квинтэссенция жизни» для каждого (не будем рушить интригу для тех, кто не смотрел фильм); 2) понимание важности настоящего момента, суть чего будет раскрыта чуть ниже.
В результате яркое путешествие Уолтера за этими важными истинами проявляет и реализует его подлинные идеалы и возвращает в заигравшую новыми красками реальность.
-— Ценность жизни и из чего она состоит
Фильм во многом поднимает вопросы о том, что действительно ценно в человеческой жизни. Один из ответов на этот вопрос кроется в пропавшем в начале и найденном в конце фильма кадре на обложку последнего выпуска журнала «Лайф». Также вопрос о жизненных ценностях символически передаётся через значение одного из подарков Шона Уолтеру – кошелька как вещи, которая символизирует сохранение ценностей (что раскрывается здесь дважды). На внутренней поверхности кошелька оказывается вытисненным лозунг журнала «Лайф» – позитивное мировосприятие как одна из необходимых ценностей: «Видеть мир вокруг, познавать его опасности, смотреть сквозь стены, находить друг друга, становиться ближе, чувствовать в этом назначение жизни». Эти строки становятся для Уолтера далеко не пустым звуком – в течение истории он фактически претворяет их в реальность.
Большое внимание в предлагаемой фильмом системе ценностей уделено и семье. Мама и сестра Уолтера – его любимые, близкие люди, с которыми у него замечательные взаимоотношения и которые всегда готовы поддержать его в трудную минуту. Приятно видеть, насколько позитивен здесь материнский образ – относительная редкость для голливудского кинематографа. Мама главного героя – добрая, мудрая и заботливая женщина – выступает в сюжете даже в статусе спасительницы, серьезно выручая сына в один момент.
Смотря на семейную тему в этом фильме, приятно задуматься, как уже много делают родители для своих детей, просто проявляя доброе внимание по отношению к любым, даже совсем небольшим их победам или к их маленьким вещицам. И как немного в принципе нужно, чтобы поддержать другого и передать ему свое сердечное участие – даже самое небольшое внимание, замечание успехов, доброе слово, вера в то, что всё будет хорошо.
Собрав воедино все жизненные ценности, предлагаемые «Невероятной жизнью Уолтера Митти» как пример составляющих успеха, получим примерно такой список:
- позитивный, широкий взгляд на жизнь (лозунг журнала с многозначительным названием “Life”/«Жизнь»: «Видеть мир вокруг, познавать его опасности, смотреть сквозь стены, находить друг друга, становиться ближе, чувствовать в этом назначение жизни»),
- понимание «воплощённой основы жизни» для себя по аналогии с главным героем,
- реализация своих идеалов (желаемых представлений о себе и своей жизни),
- «незабрасывание» своих талантов (скейтбордистские успехи героя),
понимание силы момента (мировоззрение Шона, о котором он рассказывает Уолтеру на горе),
- крепкие родственные связи (мама и сестра Уолтера),
- любовь и дружба (Шерил, Эрнандо, Тодд, большое значение их участия в жизни главного героя),
- передача своего опыта (забота Уолтера о Риче – сыне Шерил),
также трудолюбие как прочная основа для успеха, о чем ещё будет упомянуто отдельно.
-— Сила «сейчас»
Ещё одна важная тема фильма – умение видеть и ценить настоящий момент. Сцена разговора в Гималаях, передающая эту философию – трогательный, идеологически насыщенный момент, транслирующий тонкое понимание жизни, способность различения и оценки явлений.
Действительно, зачастую, чтобы почувствовать полноту и радость жизни, достаточно просто погрузиться всей душой в текущий момент, осознавая его хрупкость и неповторимость. Важно, что то умение видеть и чувствовать красоту, часто таящуюся от глаз, о котором рассказывает Уолтеру Шон – это нечто до такой степени простое и доступное, а насколько оно делает человека богатым с духовной точки зрения.
Единение с интуицией
Также немаловажным моментом фильма является сцена, окончательно разделяющая жизнь Уолтера на «до» и «после», – его решение лететь на вертолете. Решиться на полет герою помогает необычное видение: Уолтеру кажется, что рядом с ним появляется Шерил и исполняет для него кодовую песню о смелости и героизме (ещё один идеал, который воплощает в реальность главный герой).
В итоге принятие решения Уолтером насчет полета очень характерно: ум говорит ему одно (ничем хорошим это не закончится), а интуиция шепчет противоположное (песня Шерил – в путь! Будь смелым, пусть Бог будет с тобой, и всё будет хорошо). Рискнув послушаться интуиции, которая всегда гораздо «умнее» обычного ума, герой в результате делает то, что должен и добивается нужного результата.
Конечно, не стоит воспринимать эпизод опасного полета буквально и так же буквально повторять это при случае в реальности – в фильме этот момент лучше понимать именно как пример умения последовать за голосом интуиции, даже когда она трубит сделать что-то, что кажется интеллекту чудовищной ошибкой.
Трудящийся человек
Также важно отметить, что это преобразование жизни Уолтера Митти, которое мы видим в фильме, производится на прочной основе трудолюбия героя. Уолтер – образцовый работник, во многом поэтому он и отправляется по следу Шона О’Коннела и доводит дело до конца. Привычка к ответственному труду помогает ему преодолевать шаг за шагом своей не всегда легкой дороги.
Тема ответственности в труде передается и через другие моменты фильма. К примеру, помимо Уолтера в истории мы встречаем и других очень ответственных трудяг – владельца гостиницы в Исландии, который не позволяет себе оставить главного героя в трудной ситуации, или администратора сайта Тодда, с необычайным энтузиазмом помогающего Уолтеру в улучшении его аккаунта.
Вторые шансы
Как минимум, трижды в фильме повторяется тема «вторых шансов»:
– несмотря на зрелый возраст, Уолтеру даётся возможность исполнить давно оставленную детскую мечту – попутешествовать по миру;
– Шона герой находит тоже не с первого захода;
– тема второго шанса передается и через героиню Шерил, которой не удалось создать семью с первого раза. Сюжет подразумевает, что будет совершена ещё одна попытка.
Фильм во многом показывает, что если что-то не удалось с первого раза, не стоит отчаиваться – всегда есть возможность попытаться ещё раз, было бы только желание.
Плюсы и минусы виртуализации жизни
Интересно, что в «Невероятной жизни Уолтера Митти» затрагивается очень актуальная тема виртуализации современной жизни, причём отражены как положительные стороны этого явления, так и отрицательные.
То, что из печатного журнала с говорящим названием «Жизнь» делают интернет-издание «Жизнь-онлайн», в фильме подразумевает регресс, сокращение множества сотрудников, которые верили в своё дело и т.д. Шон пишет Уолтеру: «Слышал, журналу конец…», а кризисный менеджер предлагает на обложку последнего печатного выпуска чёрный, траурный фон с надписью «Конец жизни». Т.е. виртуализация с одной стороны предполагает ухудшение, конец чего-то настоящего и т.п. И во многом это отражает реальные негативные тенденции виртуализации: возможность создания «электронных концлагерей», феномен цифрового слабоумия, содержательное упрощение информационных потоков и прочее.
Однако плюс виртуальной жизни в фильме тоже изображается: это возможность дистанционного контактирования с важными для себя людьми (пилот вертолета и моряк на корабле просят Уолтера найти их в соцсетях, Шерил отправляет видео своего сына с благодарностью Уолтеру по Интернету) – вполне справедливое отражение важных преимуществ виртуального мира.
Красота мира
И, конечно, фильм ярко прославляет великолепие нашей планеты: многие эпизоды захватывающе передают красоту природы Земли, напоминая о том, в каком поистине прекрасном и уникальном месте мы находимся.
Минусы фильма:
– отсылка к картине «Загадочная история Бенджамина Баттона» выглядит несколько отталкивающе,
– эпизод полета на вертолете с нетрезвым пилотом (сцену идейно «спасает» только её символическое значение – см. главу о единении с интуицией),
– обширный продакт-плейсмент, худший из которого – американский фаст-фуд (изображение и упоминание сетей «Папа Джонс», «КФС», «Макдональдс»),
– неполные семьи.
Дополнительные плюсы фильма:
– отличный перевод на русский, во многих частях переведенный текст звучит более художественно и интересно, чем в оригинале,
– прекрасный юмор, практически без пошлостей,
– приятный, цепляющий саундтрек,
– первоклассная операторская работа и высокохудожественная визуальная подача,
– замечательный кастинг.
Итоги:
Насилие: Несколько драк.
Наркотики: Упоминается курение персонажа из мюзикла «Бриолин» как нечто позитивное / упоминается песня про Пино-Колладу (алкогольный коктейль) / один из эпизодов происходит в пивной, где главный герой соглашается выпить пиво / эпизод полёта на вертолете с пьяным пилотом.
Секс: Пара упоминаний в разговоре.
Мораль:
- фильм вдохновляет на воплощение своих идеалов в жизнь;
- продвигает интересную жизнь и мотивирует быть героем своего собственного приключенческого романа или детектива;
- показывает высокие жизненные ценности (позитивное мировоззрение, понимание своей значимости, исполнение своей мечты, применение своих талантов, понимание красоты и неповторимости настоящего момента, значение крепкой семьи и взаимоподдержки близкими людьми друг друга, значение любви и дружбы, передача своего опыта младшим поколениям);
- позитивно изображает трудолюбивого, ответственного человека;
- показывает высокое значение интуиции в принятии решений;
- демонстрирует, что никогда не поздно попробовать достигнуть желаемого ещё раз;
- справедливо изображает положительные и отрицательные стороны виртуализации жизни;
- демонстрирует красоту нашей планеты.
Спасибо Бену Стиллеру и всем создателям этого замечательного фильма за настоящую «квинтэссенцию» позитивного отношения к жизни:)
Читайте на сайте также о том, как этот фильм можно использовать фильмотерапевтически – т.е. посмотрев его, дополнительно проработать своё понимание его полезных идей и ролевых моделей и интегрировать их в свою жизнь: http://whatisgood.ru/tv/films/film-neveroyatnaya-zhiz..